Виявляється, у господарських справах Верховний Суд України не є Верховним СудомРіч у тім, що відповідно до статті 111-18 Господарського процесуального кодексу Верховний Суд України за результатами розгляду касаційної скарги, касаційного подання Генерального прокурора України на постанову чи ухвалу Вищого господарського суду України має право: 1) залишити постанову чи ухвалу без змін, а скаргу (подання) без задоволення; 2) скасувати постанову і передати справу на новий розгляд до суду першої інстанції або скасувати ухвалу і передати справу на розгляд до Вищого господарського суду України; 3) скасувати постанову чи ухвалу і припинити провадження у справі. Тобто у Верховного Суду немає права розглядати справу наново або залишати у силі посанови апеляційного суду. Але останне регулярно відбувається. Це логічно, але протизаконно. Наприклад, в цивільному процесі Верховний Суд може діяти і як суд першої інстанції і залишати в силі ухвали апеляційних інстанцій. Стаття 358 Цивільного процесуального кодексу говорить про те, що рзглядаючи справу в порядку провадження у зв’язку з винятковими обставинами, Верховний Суд України має право: 1) постановити ухвалу про відхилення скарги і залишення рішення, ухвали без змін; 2) постановити ухвалу про повне або часткове скасування судового рішення і направити справу відповідно на новий розгляд у суд першої, апеляційної або касаційної інстанції; 3) постановити ухвалу про скасування судового рішення і залишити в силі судове рішення, що було помилково скасовано судом апеляційної або касаційної інстанції; 4) постановити ухвалу про скасування судових рішень і закрити провадження в справі або залишити заяву без розгляду; 5) скасувати судові рішення і ухвалити нове рішення по суті справи або змінити рішення, не передаючи справи на новий розгляд. 2. У випадках, коли допущені судом першої інстанції порушення закону не були усунені судом апеляційної чи касаційної інстанції або одночасно допущені судом першої, апеляційної і касаційної інстанцій, Верховний Суд України скасовує всі рішення та ухвали у справі. Александр АРТЕМОВ Юридическая практика № 1 (523), 08/01/2008 Является ли Верховный Суд Украины судом, установленным законом? 25 мая 2004 года Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины (ВСУ) рассмотрела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агро-Рось» на постановление Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ) от 16 марта 2004 года по делу по иску ООО «Агро-Рось» к Смелянскому районному совету, фермерскому хозяйству Сокуренко М.И. о признании недействительными актов. ВСУ постановил: кассационную жалобу удовлетворить, постановление ВХСУ от 16 марта 2004 года отменить, постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 18 ноября 2003 года оставить в силе. Все казалось бы ничего, кроме одного маленького «но». Это «но» как раз и состоит в том, что в соответствии со статьей 111-18 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (ХПК) ВСУ не имел права принимать такое решение, поскольку данная статья содержит исчерпывающий перечень полномочий ВСУ. ... После решения ВСУ дело последовало в Европейский суд по правам человека. 20 июля 2006 года Европейский суд по правам человека рассмотрел дело «Сокуренко и Стригун против Украины» (заявления № 29458/04 и № 29465/04). В своем решении Европейский суд по правам человека указал: «…26. В этом деле Суд отмечает, что в соответствии со статьей 111-18 ХПК Верховный Суд, отменив постановление ВХСУ, мог или вернуть дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд, или же приостановить производство по делу... Вместо этого он оставил в силе постановление апелляционного суда, и такие действия не были предусмотрены ХПК, что было подтверждено правительством в его замечаниях... Суд также отмечает, что не было ни одной другой правовой нормы, предоставляющей полномочия ВСУ выносить такого рода решения. И, наконец, Суд считает, что общие положения Конституции Украины, на которые ссылалось правительство... не могли служить достаточным правовым основанием для такой специфической компетенции, которая не предоставлялась соответствующим законодательством. ... Вместе с тем Судебная палата по хозяйственным делам ВСУ упорно продолжает принимать постановления, выходя за пределы полномочий, указанных в статье 111-18 ХПК. В журнале «Господарське судочинство. Судова практика у господарських справах» № 9 за 2007 год, который является официальным изданием ВСУ, опубликован ряд постановлений с аналогичной формулировкой (стр. 19—23, 45—47, 69—72, 100—105 (все постановления от 2007 года)). При этом Судебная палата по хозяйственным делам ВСУ игнорирует не только статью 111-18 ХПК, но и статью 17 Закона Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека», статью 9 Конституции Украины. Обжаловать в национальных судебных инстанциях такие постановления ВСУ, как противоречащие правовому прецеденту, принятому международным судебным органом, невозможно. ХПК не предусматривает пересмотра постановлений Судебной палаты по хозяйственным делам в порядке исключительного производства на совместном заседании двух палат ВСУ. Вот уж воистину — решение суда окончательно не потому, что оно верно, а верно потому, что оно окончательно. Следует задаться вопросом, не легче ли внести изменения в статью 111-18 ХПК, чем демонстрировать всем свое отношение к практике Европейского суда по правам человека. В противном случае любой хозяйственный суд на Украине, сославшись на статьи 6 и 8 Конституции Украины, может принимать судебные акты независимо от своих полномочий, в силу собственного понимания законности и целесообразности. ____________
Постійна адреса статті в Інтернеті: http://www.marazm.org.ua/index.html?/law/0000_91.html
(C)
Copyrіght by V.Moseіchuk, 1999-2023. All rіghts reserved. Тел. (067) 673-51-59, (099) 565-62-62, (093) 918-70-99. |
Розсилка новин
[an error occurred while processing this directive]
|
||||||